ЭКСПЕРТ ГРУПП

WWW.ISO9000ff.RU


На главную ЭКСПЕРТ ГРУПП
Современный менеджмент -
это менеджмент качества

М.Г. Kpyглoв, Г.М. Шишков

Индустрия менеджмента качества


Последнее десятилетие двадцатого века для России можно с уверенностью охарактеризовать как период весьма противоречивых преобразований. Объективная потребность интеграции страны в мировое экономическое пространство с одной стороны, обострение внутреннего противоречия в способах хозяйствования с другой стороны, привели к заметным и во многих случаях неоднозначным последствиям в различных сферах. Кроме того, наметилась тенденция увеличения отставания России от уровня передовых промышленно-развитых стран мира.

Происходящий в последнее время рост в промышленном секторе российской экономики одновременно обострил и целый ряд проблем, важнейшими из которых являются:

  • кадровая проблема – экономика испытывает острейший дефицит в специалистах, владеющих теорией и практикой современного менеджмента, в особенности – менеджмента качества, который является концептуальной основой современного менеджмента;
  • проблема эффективности деятельности предприятий – во многом тесно связанная с первой проблемой; низкая эффективность большинства предприятий в значительной степени обусловлена устаревшей организацией труда, организационно-управленческими технологиями, слабой ориентацией на удовлетворение запросов потребителей – что во многом объясняется слабым знакомством или неправильным внедрением методологии и технологий современного менеджмента качества;
  • проблема развития высоких технологий, прежде всего, информационных и инновационной деятельности, усугубляющая предыдущую проблему; эта проблема во многом связана с доиндустриальным характером производства в данной сфере.

Перечисленные выше проблемы во многом связаны с недостаточным развитием методологии и технологий современного менеджмента качества в промышленности. Фактически, в настоящее время России необходима «индустрия менеджмента качества», обслуживающая как промышленность, так и другие сферы экономики и обеспечивающая консультационные, инновационные, информационные образовательные услуги. Аналогичные «индустрии менеджмента качества» существуют во всех без исключения промышленно-развитых станах, а годовой оборот в этой сфере исчисляется миллиардами долларов.

Для создания и развития такой «индустрии менеджмента качества» необходимы согласованные действия организаций, способных на развитие методологии и конкретных технологий менеджмента качества в промышленности, других сферах хозяйства.

История прошедшего столетия свидетельствует, что побуждающей силой развития является конкуренция, а успех в конкурентной борьбе обеспечивает эффективная система управления. Обобщая опыт развития менеджмента, неоспоримо следует вывод о том, что лидирующую позицию в итоге занимают предприятия и организации, поставившие во главу угла своей конкурентной стратегии ориентацию на качество и создавшие систему управления как систему управления качеством. Повышение качества продукции в этой связи рассматривается как стратегическая цель, и как средство обеспечения жизнедеятельности, развития и процветания организации, которая сегодня должна признать свое положение как «субъект рынка» и, следовательно, признать, что в полной мере действуют все закономерности рыночной экономики, закономерности борьбы за выживание и «естественный отбор». А «Выживание – дело добровольное» (Э.Деминг).

Качество подразумевает ориентацию на потребителя и должно быть соотнесено с требованиями потребителя и его ожиданиями. Ориентация на потребителя подразумевает установление его желаний и нужд. Это должно быть сделано посредством анализа своего потребителя, изучения рынка. Затем следует попытаться воплотить ожидания рынка в проекте и производстве продукции или услуги. Ориентация на потребителя не означает что потребитель всегда прав. Тем не менее, предприятия должны слушать потребителя и должны понять, почему он имеет такие ожидания и такие потребности.
В связи со сказанным, организации обеспечения качества на предприятиях приобретает особую остроту.

Исторически, в решении этой задачи на первом месте стоит создание и внедрение на предприятии системы менеджмента качества по моделям международных стандартов серии ISO 9000. При этом, под системой менеджмента качества в стандартах серии ISO 9000 понимается часть системы управления предприятием, базирующаяся на процедурах управления и выполнения процессов.
Сертификация на соответствие ISO 9000 является оценкой третьей стороной системы качества предприятия. Это мощный инструмент маркетинга, позволяющий повысить имидж предприятия (а значит и его продукции) на рынке. Сертификат соответствия ISO 9000 подтверждает, что предприятие является надёжным, действительно способно поставлять обещаемую продукцию и сохранять её качество стабильным.

Всё большее количество частных предприятий требуют от своих поставщиков наличия сертификата на соответствие ISO 9000, или в крайнем случае, серьёзного стремления начать процесс сертификации с целью регистрации через несколько лет. Такая демонстрация возможности поставщика выполнять установленные требования даёт предприятиям уверенность в будущем и позволит им сэкономить время и деньги, минимизировав впоследствии затраты на контроль.

Всё большее количество государственных предприятий требуют у своих поставщиков наличия сертификата ISO 9000, т.к. это требование явно указывается в правительственном законодательстве ряда стран при регулировании потребительского права.

Количество предприятий, имеющих сертифицированную систему менеджмента качества неуклонно растет, в чем можно убедиться из анализа публикаций ISO (например, "The ISO Survey of ISO 9001:2000 and ISO 14001 Certificates – 2003" , The ISO Survey of Certifications - 2004 ).

СТАТЬИ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Новости О компании Услуги Библиотека Контакты Форум AS 9100
При поддержке 2IT.RU ©2005 - 2011 Эксперт Групп: INFO@ISO9000ff.RU Яндекс.Метрика