ЭКСПЕРТ ГРУПП |
|
WWW.ISO9000ff.RU |
|
|
|||||||||||||||||
БИБЛИОТЕКА - статьи | Другие материалы | |||||||||||||||||
М.Г. КругловРеструктуризация системы управления предприятием в современных условияхМногие российские предприятия сейчас достаточно активно внедряют корпоративные системы различного назначения. Это и системы САПР, и системы технологического проектирования, и автоматизированные системы управления предприятием, такие как SAP R/3, BAAN и им подобные, системы производственного планирования, системы промышленной автоматики и контроля (SCADA – системы) и др. Правильный выбор стратегии автоматизации, типа системы, плана работ по внедрению систем становится при этом важнейшей задачей. Большинство из предлагаемых систем разработано вне России. Фирмы, осуществляющие такое внедрение, как правило, ориентируются на западные технологии внедрения, без должного учета специфики ситуации, в которой находятся российские предприятия. Это приводит к тому, что достаточно часть высокие затраты, понесенные предприятием, не окупаются – а ведь при начале работ предприятию было обещано именно это! Для того чтобы представлять основные факторы, влияющие на внедрение корпоративных систем в сложившихся условиях, необходимо рассмотреть ситуацию, в которой находится предприятия. Уже почти набили оскомину публикации о том, что российские предприятия переживают кризис. Попробуем сосредоточиться не на описании этого кризиса, а на тех моментах, которые помогли бы предприятиям из этого кризиса выйти. Вкратце, суть проблемы можно выразить в нескольких тезисах:
Использование устаревших организационно-управленческих технологий приводит к тому, что более 60% предприятий, по имеющимся статистическим данным, не обладают возможностью развития и нуждаются в санации (Рис. 1). Оставшиеся 40% предприятий сильно различаются по своему уровню развития. Рис. 1. Распределение российских предприятий по уровню развития Уровень развития предприятий определяется технологиями, используемыми предприятием, в том числе и технологиями управления [1]. Уровень развития предлагается оценивать по шкале от 0-го уровня до 4-го для российских предприятий (до 6-го для передовых предприятий промышленно развитых стран). 4-й уровень соответствует средним показателям предприятий промышленно-развитых стран (см. Рис.1). Общий уровень развития включает следующие основные компоненты:
Остановимся на последнем более подробно. Его можно определить как интегральную экспертную оценку степени использования технологий планирования, организации и управления базисными бизнес-процессами на предприятии. К числу базисных процессов для промышленного предприятия можно отнести: процесс маркетинга; процесс разработки продукции; процесс производства продукции; логистические процессы (сбыт, снабжение, хранение, упаковка, транспортировка продукции); финансовые процессы; процессы обеспечения качества; процессы административного управления; вспомогательные процессы (процессы обслуживания основных бизнес-процессов предприятия); процессы управления персоналом. Проведенный анализ [1] показывает, что:
Исходя из сказанного, концепция внедрения корпоративных систем на российских предприятиях должна включать следующие основные посылки:
Рис. 2. Комплекс технологий управления, внедряемый на предприятии Именно эти требования и являются основой стандартов серии ISO 9000 на систему менеджмента качества организации. Внедрение системы качества предприятия в соответствии со стандартами ISO 9000 должно предшествовать внедрению других корпоративных систем, только тогда оно будет успешным (рис.3). Рис. 3. Роль системы качества на разных этапах эволюции предприятий Важнейшей задачей реструктуризации системы управления является ликвидация “негармоничности” развития предприятия. Нами предложена методика эволюционного решения задач развития российских предприятия, реализованная в нескольких проектах и показавшая свою эффективность. В соответствии с этой методикой, преобразование предприятия осуществляется поэтапно и включает несколько основных шагов. Шаг 1. Определение уровня развития предприятияДля того, чтобы более точно определить состояние предприятия, в ходе обследования предприятия производится измерение как общего уровня развития предприятия, так и его компонента – уровня организационно-управленческого развития. По результатам такого измерения удобно построить диаграмму, изображающую “профиль развития” предприятия и выявить недостаточно развитые и избыточно развитые процессы (Рис. 4). Рис. 4. Пример “профиля развития” предприятия На основании такого измерения уровня можно достаточно точно наметить план внедрения технологий управления. Первоочередными задачами такого плана будут являться задачи по развитию процессов недостаточного уровня, то есть по внедрению более совершенных технологий выполнения этих процессов (см. Рис. 5). Рис. 5. Примерный перечень технологий управления для различных уровней развития Шаг 2. Обучение руководства и сотрудниковРазвитие предприятия по каждому из выявленных на шаге 1 стратегических направлений целесообразно осуществлять по следующей схеме (Рис. 6):
Данные этапы могут выполняться как последовательно, так и последовательно - параллельно. Одним из важнейших моментов является обучение высшего руководства предприятия. Вторым важнейшим моментом является максимальное вовлечение сотрудников предприятия в данный процесс, широкая пропаганда как общих целей развития, так и конкретных задач коллектива. Рис.6. Основные этапы развития предприятия по каждому из стратегических направлений Как следует из общих закономерностей инновационных процессов на предприятиях, при внедрении корпоративной системы, охватывающей практически все предприятие, необходимо обучить не менее 10% от численности персонала предприятия. Шаг 3. Идентифицировать потребителей управленческой информацииПри создании корпоративной системы необходимо обеспечить функционирование цепочек поставки управленческой информации и правильные отношения “поставщик-потребитель”. На этом шаге определяются:
Шаг 4. Создать инфраструктуруНа этом шаге решаются как задачи создания системы управления проектом, так и задачи проведения тех организационных преобразований, которых требует внедрение установленных технологий управления. Шаг 5. Определить видение высшим руководством задач развития организацииОт активного участия первых лиц предприятия в определяющей степени зависит успех проекта преобразований. Поэтому необходимо, чтобы высшее руководство:
Опыт многих предприятий показывает, что должна быть именно одна приоритетная задача – иначе это дезориентирует коллектив, и проект может затормозиться. В качестве основной задачи предприятия может рассматриваться:
Вообще говоря, все эти задачи связаны с повышением эффективности работы предприятия, но используют разные критерии, и потому являются противоречивыми. Именно поэтому необходимо выбрать одну приоритетную. Решение каждой из этих задач невозможно без:
Шаг 6. Разработать стратегию в области качества и другие стратегические компоненты развития предприятияКомпоненты стратегии развития предприятия можно представить в виде схемы (Рис.7). Ведущая роль стратегии в области качества по отношениям к другим компонентам соответствует современной мировой практике. Рис. 7. Структура стратегического планирования на предприятии Шаг 7. Разработать описания процессов предприятияФактически, на этом шаге выполняется требование ИСО 9000, согласно которому необходимо рассматривать предприятие как сеть процессов. Другими словами, должна быть создана бизнес-модель предприятия, как оно есть. При этом необходимо распределить ответственность, полномочия и ресурсы за операции процессов. Модель может создаваться с помощью следующих инструментов:
Для предприятий численностью более 1000 человек последние 2 вида описаний бизнес- модели являются предпочтительными. Самое важное здесь, на наш взгляд:
Создание моделей консультантами и для консультантов – такой же верный путь к неудаче проекта, как и отказ от описания процессов. При внедрении ERP – систем пожалуй, самый целесообразный путь – создание бизнес модели встроенными средствами ERP – системы. Эта модель, при правильной методологии ее создания, может одновременно являться документацией системы менеджмента качества предприятия, соответствующей требованиям ISO 9000. Шаг 8. Преобразования процессов и внедрение корпоративной системыЭто – самый объемный шаг процесса. К необходимости таких преобразований руководство предприятия часто относится негативно, ставя задачу внедрения, например, ERP – системы без коренного преобразования процессов. Нужно понять, что ERP – системы ориентированы на использование ERP – технологий планирования и управления производством, или хотя бы MRP – технологий. С технологиями, доставшимися от времен социализма – централизованным сбором заявок на закупки от подразделений, осуществлением закупок и передачи в производство без привязки к производственным заказам, - они практически не сочетаются. При проведении преобразований особую роль играет желание как высшего руководства, так и коллектива предприятия в целом, осуществлять такие преобразования. Поэтому консультанты должны уделять первоочередное внимание вовлечению сотрудников предприятия в процесс внедрения. Литература
|