ЭКСПЕРТ ГРУПП

WWW.ISO9000ff.RU


На главную ЭКСПЕРТ ГРУПП
Современный менеджмент -
это менеджмент качества

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

1. НАЗНАЧЕНИЕ

Настоящий документ является кратким описанием Проекта реструктуризации системы управления и внедрения системы менеджмента качества в организации Заказчика (далее – Проект). Настоящий документ определяет цель и задачи Проекта, подход к его реализации и основные работы Проекта.

Проект может быть реализован как полностью, так и отдельными, логически неразделимыми блоками.

Техническое задание на реализацию проекта может быть дополнено специальными и отраслевыми требованиями (например, требованиями TL 9000 для отрасли телекоммуникации, AS 9100 для продукции авиационного назначения и др.).

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термин, сокращение Определение
Производство Деятельность предприятия (подразделений предприятия) по оказанию услуг, производству работ
Основное производство Производство товаров, услуг, работ для внешнего потребителя
Вспомогательное производство Производство товаров, услуг, работ для внутреннего потребителя
Технологическая структура Состав и взаимосвязи подразделений основного (основных) производств предприятия
Производственная структура Состав и взаимосвязи подразделений основного и вспомогательного производств предприятия при производстве одного вида продукции (услуг, работ)
Хозяйственная структура Состав и взаимосвязи подразделений основных и вспомогательных производств для всех видов выпускаемой продукции (услуг, работ)
Структура управления Состав и взаимосвязи управленческих организационных единиц предприятия
Функциональная структура Схема структуры управления, отражающие функции управления (не включает организационные единицы)
Организационная структура Схема структуры управления, отражающая организационные единицы предприятия, их соподчинение
Система управления (система менеджмента) Система для разработки политики и целей и достижения этих целей (ISO 9000:2008)
Система менеджмента качества Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству ( ISO 9000:2008)
Менеджмент целей Система постановки, методов достижения, анализа достижения целям по уровням Компании
Компания Организация Заказчика
ФР Финансовый результат деятельности организационной единицы или функционального подразделения

В тексте использованы также термины и определения, приведенные в ГОСТ Р ИСО 9000-2008.

3. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА

Основная цель Проекта заключается в разработке механизма и путей реструктуризации Компании, реализация которых должна привести к усилению конкурентоспособности организации в целом, повышению управляемости ее бизнес-систем и созданию базы для выработки обоснованных управленческих решений, связанных с повышением инвестиционной привлекательностью Компании. Цели конкретизируются на этапе диагностики исходя из потребностей Компании.

3.1. Основные задачи проекта

Основные задачи, решаемые в ходе проекта следующие:

  • развитие регулярного менеджмента как во взаимодействии между подразделениями, так и внутри подразделений;
  • снижение основных рисков Компании;
  • внедрение системы менеджмента качества в Компании;
  • рационализация хозяйственной структуры Компании.

3.2. Роли участников Проекта в решении основных задач

При реализации Проекта предполагается организовать взаимодействие по трем уровням:

  • Высшее руководство Компании – определяет стратегические цели и критерии их достижения;
  • специалисты Компании – определяют и реализуют механизм достижения поставленных целей;
  • консультанты – формируют систему регулярного менеджмента, направленную на реализацию разработанного механизма достижения целей, а так же систему принятия решений, на основе принципов менеджмента качества и системы сбалансированных показателей.

4. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА.

4.1. Методы диагностики

Диагностика проводится на первой стадии реализации проекта. Используется методология проведения аудита в соответствии с международным стандартом ISO 19011. В ходе аудита определяются следующие параметры:

  • сложившаяся хозяйственная структура, включая:
    • сложившуюся систему управления;
    • систему административного управления;
    • систему распределение ресурсов;
    • систему планирования операционной деятельности;
  • общая оценка организационного развития Компании.

По результатам аудита формируется окончательное техническое задание на Проект, уточняются сроки и трудоемкость Проекта, определяется сферы ответственности Исполнителя и Заказчика.

4.2. Методы решения задачи развития регулярного менеджмента в Компании

Задача развития регулярного менеджмента в Компании включает частные задачи:

  • развитие стратегического планирования;
  • развитие процессного управления;
  • развитие методов управления проектами;
  • развитие менеджмента целей (для подразделений и процессов);
  • развитие методов управления качеством в подразделениях и процессах;
  • развитие методов управления квалификацией и мотивацией персонала;

4.2.1. Методы развития стратегического планирования

Методы развития стратегического планирования предполагают использование следующей последовательности:

  • анкетирование Высшего руководства по направлениям развития бизнеса;
  • разработка миссии Компании;
  • формулировка сценариев развития экономики России и рынка по каждому из направлений бизнеса;
    проведение SWOT – анализа по направлению бизнеса и для Компании в целом;
  • формирование концепции развития на 3-х (5-ти) летний период;
  • формирование общих целей развития Компании и направления бизнеса (в измеримых показателях);
  • формирование системы сбалансированных показателей, позволяющих оперативно отслеживать достижение поставленных целей.

4.2.2. Методы развития процессного управления

В ходе Проекта предполагается внедрять методы процессного управления в соответствии с требованиями ISO 9001:2008 и рекомендациями ISO 9004:2009:

  • определить процессы, их последовательность и взаимосвязь для рациональной хозяйственной структуры;
  • определить критерии результативности при выполнении процессов и управлении ими;
  • распределить ответственность, полномочия и ресурсы по процессам;
  • разработать процедуры мониторинга процессов;
  • разработать организационно-методические документы, фиксирующие изложенные выше моменты.

Мероприятия, реализуемые в ходе Проекта позволяют наладить контроль и анализ процессов со стороны Высшего руководства. При этом планируется:

  • внедрить механизм регулярного внутреннего аудита подразделений, процессов, системы менеджмента;
  • внедрить механизм планирования и надзора за исполнением корректирующих и предупреждающих действий в Компании в целом и по отдельным подразделениям и процессам;
  • внедрить механизм оперативной оценки подразделений и процессов Высшим руководством на основе системы сбалансированных показателей.

4.2.3. Методы менеджмента целей

В рамках Проекта предполагается реализовать следующий алгоритм реализации менеджмента целей в Компании:

  • построение дерева целей по уровням управления в Компании по 4-м проекциям – финансовых целей, целей в области ресурсов, целей в области потребителей, целей в области бизнес-процессов;
  • привязка к каждой из целей ресурсов, необходимых для ее достижения;
  • определение для каждой из целей измеримого критерия (или группы критериев) ее достижения;
  • определение для каждого из критериев метода его измерения, периодичности измерения, способа фиксации результата измерения, лица, ответственного за измерение и фиксацию, адресата данных для последующего анализа;
  • определение для каждой из целей методов ее достижения и конкретных мероприятий (в том числе проектов развития), сроков реализации мероприятий, способов оценки результативности мероприятий, подразделений и сотрудников, ответственных за реализацию мероприятий;
  • распределение каждой из целей по подразделениям и процессам, определение исполнителей целей и «хозяев» необходимых для ее реализации ресурсов;
  • создание для каждого из подразделений и процессов сводных карт по всем целям, в реализации которых они участвуют; утверждение этих карт как приложений к Положениям о подразделениях;
  • регулярное измерение значений критериев достижения целей по каждому из подразделений и процессов;
  • анализ результатов измерения значений критериев со стороны соответствующего руководства;
    создание организационно-распорядительных документов по результатам анализа.

4.2.4. Система управления качеством

В ходе Проекта предполагается внедрить Систему управления качеством работ и услуг, процессов в соответствии с требованиями ISO 9001:2008 и рекомендациями ISO 9004:2009.

4.2.5. Система управления квалификацией и мотивацией персонала

В ходе Проекта должна быть построена система управления мотивацией сотрудников:

  • разработана кадровая Политика Компании, определяющая основные принципы работы с персоналом;
  • исходя из зафиксированных в кадровой Политике принципов, разработана методика анализа мотивации сотрудников и проведен анализ мотивации;
  • разработана программа повышения уровня мотивации сотрудников, включающая методы материального и нематериального стимулирования;
  • разработана методика увязки принципов оплаты труда сотрудников с Системой сбалансированных показателей и фактическими показателями их деятельности.

В ходе Проекта должна быть усовершенствована система управления квалификацией сотрудников:

  • исходя из роли сотрудников в процессах (на основе зафиксированного в организационно-методических документах распределения ответственности и полномочий, определены требования к квалификации сотрудников;
  • разработана методика аттестации сотрудников, включая оценку их профессиональных и личных качеств, на основе установленных требований к их квалификации и проведена аттестация;
  • разработаны планы повышения квалификации сотрудников;
  • разработана методика оценки результативности повышения квалификации.

4.3. Методы решения задачи снижения основных рисков Компании

Задача снижения основных рисков Компании включает частные задачи:

  • анализа рисков;
  • внедрения методов разделения рисков и снижения рисков.

Предварительный анализ рисков проводится в ходе аудита Компании. При этом определяются основные причины возникновения рисковых ситуаций, приближенно оценивается вероятность угроз возникновения рисковых ситуаций.

В ходе Проекта предполагается:

  • уточнить вероятность возникновения рисковых ситуаций методом экспертной оценки;
  • для рисковых ситуаций, в которых угроза возникновения оценена как высокая, уточнить величину потенциального ущерба в денежном выражении;
  • разработать план мероприятий по разделению рисков и снижению рисков для обозначенных выше ситуаций;
  • внести в организационно-методические документы карты процессов, разрабатываемые в ходе Проекта, описание рисковых ситуаций и действий персонала в случае их возникновения или высокой угрозы их возникновения.

4.4. Методы решения задачи рационализации хозяйственной структуры Компании

Методы решения задачи рационализации хозяйственной структуры Компании включают:

  • уточнение степени рациональности существующей хозяйственной структуры;
  • составление бизнес-планов подразделений;
  • определение вариантов дальнейшего развития подразделений;
  • сегментация деятельности подразделений;
  • реинжиниринг процессов в подразделениях;
  • формирование центров ответственности;
  • проектирование рациональной хозяйственной структуры.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ КОМПАНИИ

Ожидаемые результаты Проекта приведены в таблице ниже.

Результат выполнения Проекта Польза для компании
Развитие стратегического планирования Совместно с менеджментом целей создает возможность объективной оценки деятельности, обеспечивает достижение бизнес-целей Компанией
Формирование системы сбалансированных показателей, позволяющих оперативно отслеживать достижение поставленных целей

Использование критериев, позволяющих оценивать рациональность деятельности объектов хозяйственной структуры.
Позволяет высшему руководству оперативно оценивать деятельность подразделений.
Позволяет построить эффективную систему мотивации сотрудников.

Развитие процессного управления Обеспечивает для Руководства «прозрачность» деятельности подразделений и сотрудников, для сотрудников – понимание, что и для кого они делают
Развитие менеджмента целей (для подразделений и процессов) Совместно с планированием и учетом обеспечивает для Руководства возможность объективно оценивать подразделения и сотрудников, а для сотрудников - четкое понимание задач и критериев оценки их деятельности со стороны Руководства
Развитие методов управления качеством в подразделениях и процессах Обеспечивает гарантии качества продуктов и услуг как для внешних, так и для внутренних потребителей
Развитие методов управления квалификацией и мотивацией персонала Позволяет повысить качество и производительность труда персонала
Управление основными рисками Компании Позволяет уменьшить потенциальный ущерб от рисковых ситуаций
Рационализация хозяйственной структуры Компании Создает основу для проектирования рациональной хозяйственной (в том числе функциональную и организационную) структуры. Обеспечивает достижение выработанных целей развития Компании

6. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап проекта включает диагностику Компании и завершается разработкой следующих документов: «Техническое задание на Проект», «Программа качества Проекта», «План-график работ по Проекту».

Общий срок реализации проекта уточняется на этапе согласования и может составлять от 9 до 18 месяцев. По результатам диагностики, в Плане-графике работ по Проекту устанавливаются окончательные временные затраты на Проект.

7. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

В развитие представленных выше работ предполагает инициализацию и запуск следующих Проектов:

  • внедрение информационной системы (для системы управления документооборотом Компании);
  • создание системы финансового управления (в области бюджетирования и планирования финансового учета);
  • разработка и внедрение пакета документов, регламентирующих деятельность Компании в целом;
  • формирование системы поддержки, подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений.

Для каждого из инициализируемых Проектов формируются самостоятельные документы: «Техническое задание», «Программа качества», «План-график работ».

Консультационные проекты Информационные и образовательные проекты
Новости О компании Услуги Библиотека Контакты Форум AS 9100
При поддержке 2IT.RU ©2005 - 2011 Эксперт Групп: INFO@ISO9000ff.RU Яндекс.Метрика